Введение

Бухгалтерский учет – это область специальных экономических знаний, имеющих важное прикладное значение. В бухгалтерском учете обеспечивается регистрация, обработка и хранение информации о фактах финансово-хозяйственной деятельности с целью ее предоставления заинтересованным лицам для принятия управленческих решений.

Знание бухгалтерского учета и умение анализировать полученные данные необходимы не только профессиональным учетным работникам, но и хозяйственным руководителям, поскольку ответственность за организацию бухгалтерского учета и за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия.

В результате изучения бухгалтерского учета у читателя данного пособия должно быть сформировано понимание сущности и роли бухгалтерского учета, методологии и организации бухгалтерского учета на предприятиях различных организационно-правовых форм.

Данное пособие предназначено для того, чтобы обучающийся получил четкое и ясное представление о следующем:

  1. сущность и принципы бухгалтерского учета как информационной системы принятия управленческих решений по эффективному использованию различных ресурсов;
  2. содержание специальной терминологии, используемой в бухгалтерском учете;
  3. теоретическая интерпретация основных категорий бухгалтерского учета на основе нормативных актов;
  4. конкретные методы и приемы работы с первичной документацией и отчетностью;
  5. различные методы организации учета средств предприятия на основе действующих законодательных актов и нормативных документов;
  6. способы организации учета капитала и обязательств предприятия.

Слабое владение теоретическим материалом, постепенно накапливаясь, приводит к существенным затруднениям в понимании учебного предмета, поэтому, хотя объем терминов, понятий, сведений, излагаемых в пособии по бухгалтерскому учету, достаточно велик, следует помнить, что в определениях заключены наиболее существенные моменты учебного материала.

В практике бухгалтерского учета в настоящее время появилось много новых терминов, которые специалистами трактуются по-разному. Проблема еще и в том, что в последние годы издается много зарубежной литературы, в которой зачастую неудачно переведены бухгалтерские термины, что создает путаницу в толковании тех или иных учетных понятий. Единообразное и уместное употребление терминов исключает такие разночтения.

Подчеркнем, что изучение бухгалтерского учета требует от обучающихся упорства и терпения при изучении возможно, на первый взгляд, скучных, но необходимых для экономиста определений, терминов, понятий. Чтобы облегчить эту задачу в нашем  пособии используются игровые упражнения.

Задания в форме игр стимулируют творческое начало в любой деятельности, способствуют накапливанию новых знаний, не только определяют уровень эрудиции, но и пробуждают интерес к профессии бухгалтера. А ведь, по словам Вольтера, профессия – это все. И действительно, профессиональная принадлежность человека входит в число важнейших оснований его мироощущения. Обозначая себя по отношению к внешнему миру, люди называют профессию третьей по счету – сразу после имени и национальности.

Итак, мы предлагаем вам пособие по бухгалтерскому учету, формирующую специалистов по одной из  самых увлекательных профессий!

В обучении бухгалтеров мы, как и многие преподаватели, применяем принцип «презумпции обучаемости», заключающийся в установке преподавателя на поиск подхода к каждому обучающемуся и поиск новых технологий подготовки.

Разработанное и представленное вам для изучения учебное пособие состоит из нескольких глав. Каждая глава заканчивается вопросами, задачами, играми и тестами для проверки полученных знаний. Для чего это сделано? Великий физик Макс Борн писал: «По-моему, задачу преподнесения научных истин так, чтобы увлечь студентов и побудить их творчески мыслить, можно решить лишь на уровне искусства, подобного искусству романиста или даже драматурга. Это же требуется и для написания учебников». Мы старались не забывать об этих словах Борна при написании данного учебного пособия.

Задания, игры, кейсы, на наш взгляд, помогут при обучении избежать парадокса Сатчмо,  о котором можно прочитать в книге П. Вейлла «Искусство менеджмента». Парадокс Сатчмо состоит в следующем: 1) человек, обладающий специальными глубокими познаниями или непосредственным опытом, пытается передать их другому лицу; 2) ему это не удается или удается лишь после нескольких неудачных попыток, недоуменных взглядов и взаимного разочарования; 3) это происходит из-за того, что наш носитель знаний не представляет себе каким видится мир человеку, не имеющему его знаний; 4) человек, не имеющий опыта, затрудняется сформулировать вопрос, который дал бы понять, что между ним и знатоком нарастает недопонимание. Очень ярко П. Вейлл выразил это в «Жалобе непрофессионала».

Вы понимаете нечто, а я нет.

Вы понимаете, что я не понимаю, но

Вы не понимаете, что именно я не понимаю.

Я понимаю, что я не понимаю, но

Я не понимаю, что именно я не понимаю.

Но вы не только не понимаете, что именно я не понимаю,

Вы не понимаете, как вам самим удалось это понять.

Вы понимаете, что понимаете больше меня,

Но не понимаете насколько больше, и

Не понимаете, как вам снова стать простым, как я,

Я понимаю, что вы понимаете больше меня, но

Считаю свои знания не примитивными, а скорее сумбурными.

Ведь я не могу вам объяснить просто,

Что именно я не понимаю и

Что бы вы мне помогли понять.

У нас с вами затруднение.

Если б только мне понять то, что вы понимаете,

Если б только вам понять, что именно я не понимаю.

Авторы будут бесконечно рады, если у вас при работе с данным пособием не возникнет затруднений подобного рода!

Авторы надеются, что вы добьетесь успеха!

Пособие разработано на кафедре бухгалтерского учета и аудита Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета коллективом авторов: заслуженный работник высшей школы РФ, заведующая кафедрой, д.э.н., профессор Наталия Александровна Каморджанова, к.э.н., доцент Ирина Валериевна Карташова, старший преподаватель Анна Павловна Крюкова, студентка 5-го курса специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" Наталия Алексеевна  Расмагина, магистр, обучающаяся по направлению «Экономика» по магистерской программе «Учет, анализ и аудит» Елена Витальевна Шевченко.

Названия предприятий, организаций, цифровые данные и личные данные, упоминаемых в пособии лиц, являются условными.

Последнее изменение: Среда, 26 Сентябрь 2012, 16:19